Уральское следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации подвело итоги деятельности за 2010 год


26 января 2011 года

Уральское следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации подвело итоги деятельности за 2010 год. О чём говорят цифры? Расследование резонансных дел

Уральским следственным управлением на транспорте Следственным комитетом РФ проанализированы основные итоги работы за 2010 год, обозначены достигнутые успехи и сложившиеся проблемы, дана оценка состоянию процессуального контроля.

Следует начать с того, что 2010 год для нашего Управления и всех следственных органов, образующих структуру Следственного комитета Российской Федерации, стал знаменателен начавшимся реформированием системы всего ведомства – созданием самостоятельного федерального органа с непосредственным подчинением Президенту Российской Федерации. Проведена масштабная работа по реорганизации Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации, созданию своей нормативной правовой базы. С 15 января вступил в силу Закон «О Следственном комитете РФ». В России появился единый и самостоятельный следственный орган.Перед нами, следователями, по-прежнему, стоят важнейшие задачи и функции, возложенные Президентом Российской Федерации – борьба с преступностью, наиболее сложными её проявлениями, здесь же оперативное и качественное расследование преступлений, законность при производстве предварительного следствия, соблюдение конституционных прав участников уголовного судопроизводства, в первую очередь, потерпевших, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятию мер по их устранению, одним словом, по исполнению законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Рассматривая работу Уральского следственного управления на транспорте СКР, необходимо начать с характеристики деятельности нашего ведомства. Диапазон деятельности следственного управления обусловлен сферой обслуживания железнодорожного, водного и воздушного транспорта, а также таможенной сферой на территории Свердловской, Челябинской, Курганской, Оренбургской, Тюменской областей, Пермского края, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, в пределах Свердловской и Южно-Уральской железных дорог.

Работа Управления строится во взаимодействии с Управлением на транспорте МВД РФ по Уральскому федеральному округу и органами внутренних дел, входящих в его систему.

В составе Управления созданы 8 следственных отделов на транспорте – Свердловский, Нижнетагильский, Пермский, Челябинский, Магнитогорский, Тюменский, Сургутский и Оренбургский.

Зона обслуживания Уральского следственного управления на транспорте имеет государственную границу с Республикой Казахстан, на которой располагается более 50 таможенных постов Уральского и Приволжского таможенных управлений. Водный бассейн составляет 38 рек, среди которых Обь, Кама, Иртыш и т.д., где расположено более 10 крупных речных портов.

В 2010 году в Уральском транспортном регионе сохранилась тенденция к снижению количества зарегистрированных преступлений. За двенадцать месяцев прошлого года в Уральском транспортном регионе зарегистрировано 8325 преступлений, тогда как в 2009 году – 11250 преступлений, снижение составило 26%. Несовершеннолетними преступлений совершено почти на 20% меньше, чем в прошлом году. Снизился уровень должностных преступлений на 22% и экономической преступности на 46%.

По направленным в суд делам в отчетном году каждый следователь работал с нагрузкой 2,2 дела.

Основные усилия в прошлом году сосредоточены на раскрытии и расследовании наиболее сложных преступлений – тяжких и особо тяжких преступлений против личности (убийства, изнасилования, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего), коррупционной направленности, связанных с нарушением правил движения и эксплуатации транспорта, «прошлых лет» и совершенных в отношении несовершеннолетних.

Следственными органами Управления рассмотрено 2674 сообщения о преступлении, по результатам их разрешения возбуждено 766 уголовных дел, в том числе 296 дел, так называемой, коррупционной направленности.

В производстве следователей находилось 962 уголовных дела, из них 2 дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних лиц. Удручающим является тот факт, что дети чаще становятся жертвами особо опасных насильственных преступлений – это убийства, изнасилования и насильственные действия сексуального характера. Так, отделом по расследованию особо важных дел расследовано и направлено в суд уголовное дело в отношении 33-летней Кузиной, которая в пути следования поезда сообщением «Бишкек-Москва» совершила в состоянии невменяемостив отношении своей 5-летней дочеридва запрещенных уголовным законом деяния, предусмотренных ч.3 ст.30 и п. «в» ч.2 ст.105 УК РФ (покушение на убийство). На основании собранных доказательств следствием и судом доказан факт совершения Кузиной преступных деяний в отношении своей дочери, постановлением Оренбургского областного суда к ней применены принудительные меры медицинского характера.

Со своей стороны, кроме раскрытия и расследования преступлений, мы в соответствии с нормами уголовно-процессуального законодательства и требованиями, предъявляемыми Председателем Следственного комитета Российской Федерации проводим профилактическую работу и принимаем меры к устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. По всем оконченным производством уголовным делам, а их в прошлом году 454, внесены представления в адрес должностных лиц и организаций с требованиями устранить те обстоятельства и нарушения, которые повлекли совершение конкретных преступлений. Для достижения целей профилактики преступности в Управлении заведена и действует практика выступления следователей в трудовых коллективах с разъяснением статей Уголовного кодекса, предупреждая преступные проявления как со стороны, так и в отношении самих граждан.

К вопросу о профилактике преступности хочется отдельно отметить, что с 2009 года Уральским следственным управлением на транспорте ведётся беспрерывная работа по социальной и профилактической поддержке воспитанников Берёзовского детского дома, расположенного в посёлке Монетном Свердловской области. С администрацией детского дома налажено постоянное взаимодействие, в рамках проводимой работы в целях предупреждения преступности в отношении и среди несовершеннолетних оперативными работниками Управления предусмотрено проведение с детьми профилактических лекционных и семинарских занятий, посещение профилактирующих детскую преступность учреждений, например, ЦВСНП при ГУВД по Свердловской области и пр. Ребят детского дома мы регулярно поздравляем с праздниками, дарим подарки, обеспечиваем посещение культурных заведений Екатеринбурга. Намерены и дальше принимать участие в жизни воспитанников детского дома.

Наравне с делами общеуголовной направленности Управлением и его подчиненными следственными отделами расследуются дела специфической направленности о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации транспорта. Расследованием таких преступлений занимаются постоянно действующие следственно-оперативные группы, созданные из числа следователей и криминалистов Управления.

В 2010 году в Уральском транспортном регионе зарегистрировано 5 фактов авиационных происшествий на территории Свердловской области, Пермского края, Тюменской области и ЯНАО, повлекших гибель пассажиров либо членов экипажа воздушных транспортных средств, 1 случай нарушения правил охраны труда при высадке парашютистов-пожарных в Пермском крае, повлекшего гибель двух парашютистов. Уже начало 2011 года «ознаменовано» катастрофой в аэропорту города Сургута, где произошло возгорание авиалайнера ТУ-154 Б-2, повлекшего гибель трёх человек.

Например, 19 сентября 2010 около 13 часов 17 минут по местному времени на расстоянии примерно 1,7 км от населенного пункта Логиново Белоярского района Свердловской области произошло крушение воздушного судна ЯК-52, принадлежащего авиационно-спортивному клубу РОСТО (ДОСААФ). Самолет находился под управлением летчика-спортсмена Геннадия Б., который погиб на месте аварии. Следствие сейчас занимается выяснением причин аварии.

Другой случай,19 декабря 2010 года около 11.00 часов по местному времени в 300 метрах от посадочной площадки, недалеко от железнодорожной трассы Обская-Бованенково Ямало-Ненецкого автономного округа потерпел крушение вертолет МИ-8. На борту находилось 18 человек, из них 15 пассажиров (вахтовый персонал ОАО «Интеграгеофизика») и 3 члена экипажа. Командир воздушного судна – Олег С. погиб, остальные 17 человек получили телесные повреждения различной степени тяжести. Вертолёт разрушен полностью. На сегодняшний день следствие рассматривает версию авиапроисшествия – ошибка пилотирования.

В декабре 2010 года поставлена точка в уголовном деле о гибели двух парашютистов-пожарных при выполнении тренировочных прыжков в районе посёлка Гайны в Пермском крае в мае прошлого года. На сегодняшний день уголовное дело рассмотрено судом. Подсудимый Алексей Малыгин, инспектор лётно-производственной службы ГКУ «Авиалесохрана», в действиях которого установлена вина в гибели парашютистов, полностью признал свою вину в инкриминируемом ему деянии по ч.2 ст.143 УК РФ (нарушение правил охраны труда), загладил вред перед потерпевшей стороной, в результате в судебном заседании состоялось примирение сторон, что допустимо с точки зрения Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства РФ в случае совершения лицом преступления впервые небольшой либо средней тяжести.

Подобных примеров можно назвать несколько.

В целом результаты работы Уральского следственного управления на транспорте за прошедший год позволяют говорить о том, что работниками ведомства достигнуты значительные успехи, конечно не без ошибок. Но можно с уверенностью сказать, что с поставленными задачами Управление справляется. Заслуги наших следователей и криминалистов в прошедшем году неоднократно отмечены ведомственными наградами Председателя Следственного комитета и Генерального прокурора РФ.