«Следователь всегда находится на острие»


15 января отмечалась пятая годовщина создания Следственного комитета Российской Федерации. О том, как складывается работа управления на транспорте, о ее особенностях, о расследованиях наиболее резонансных уголовных дел прошедшего года, а также о коррупции и о случаях контрабанды на транспорте агентству "Интерфакс-Урал" рассказал руководитель Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета РФ, генерал-майор юстиции Дмитрий Путинцев.
- Пять лет назад мы выделились в самостоятельную структуру. Вступил в действие закон о Следственном комитете, и с тех пор деятельность стала более самостоятельной - со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями. За пять лет, конечно, в Следственном комитете прошло много изменений. Мы уже не такие, как в начале этого пути. Ускорение идет достаточно серьезное, что требует от нас как от сотрудников Следственного комитета успевать за меняющими событиями и перестраиваться прямо на ходу.
Пользуясь случаем, хотелось бы поздравить всех сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, членов их семей, ветеранов следственных органов страны и пожелать всем здоровья, удачи следственной, конечно, понимания и терпения близких и новых успехов в служении закону!
- Расскажите, пожалуйста, о специфике работы Вашего управления.
- В Следственном комитете есть целая структура специализированных следственных органов на транспорте. Всего таких управлений в Российской Федерации восемь. К компетенции Уральского следственного управления на транспорте отнесено расследование преступлений, связанных с безопасностью движения и эксплуатацией железнодорожного, воздушного и водного транспорта, преступлений в таможенной сфере. Зона ответственности у нас в восьми субъектах России – это весь Уральский федеральный округ, плюс Пермский край и Оренбургская область. Действуем мы в пределах двух железных дорог – это Свердловская и Южно-Уральская железные дороги. Управление состоит из 10 отделов. Дислоцируемся мы в 14 городах. Мы наделены своей подследственностью, в которую включены общеуголовные преступления, произошедшие на объектах транспорта, преступления, совершенные должностными лицами, транспортной сферы, а также специализированные составы преступлений, предусмотренные уголовным кодексом.
Наша статья - 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения, эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта). В целом количество зарегистрированных преступлений по этой статье в прошлом году осталось на прежнем уровне, как и число возбужденных дел по указанным фактам.
Если говорить о расследовании уголовных дел о преступлениях, предусмотренных ст.238 УК РФ в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта, то до 2015 года их расследование являлось единичным. За весь 2015 год управлением окончено и направлено в суд таких дел больше, чем за последние пять лет работы управления.
Хотелось бы отметить, что следственное управление в 2015 году занимало лидирующие места среди специализированных следственных органов.
- Какие из уголовных дел, которыми занимаются ваши сотрудники, Вы считаете наиболее важными?
- Управление в 2015 году направило в суды более 500 уголовных дел. Они все важные. При расследовании следователь всегда находится на острие, в нашей работе всегда кто-то прав, кто-то виноват. И работа сама по себе конфликтная. Делам с повышенной общественной значимостью мы уделяем несколько больше внимания в своей работе.
Так, в 2015 году был вынесен обвинительный приговор в отношении начальника смены и авиамеханика ООО "ЮТэйр-Техник" по факту крушения в 2012 году пассажирского самолета "АТР-72" в аэропорту "Рощино" города Тюмени, где погибло 33 человека. Судом поставлена точка, вынесен приговор.
В качестве примера можно также привести уголовное дело в отношении должностных лиц ГУП Оренбургской области "Аэропорт Оренбург". В ходе следствия мы установили, что к обслуживанию авиационной техники привлекался технический персонал, который не прошел соответствующего обучения. То есть у людей в наличии присутствуют все необходимые выданные Росавиацией и учебным заведением документы, а по факту человек не обучался. А для каждого класса судов, для каждого вида авиационной техники сотрудник должен иметь соответствующую квалификацию, пройти переподготовку или обучение. Данное уголовное дело рассмотрено судом.
- Есть ли какие-то новые подробности по делу об угоне самолета Як-52 с Ишимского аэродрома в Тюменской области, который произошел в июне 2015 года?
- Дело находится в производстве. Следствие не закончено. По уголовному делу в настоящее время выполнен комплекс следственных действий, допрошены необходимые свидетели, проведены судебные экспертизы. Двум фигурантам дела предъявлено обвинение по п. "а" ч.2 ст.211 УК РФ (угон воздушного судна, совершенный группой лиц по предварительному сговору). И сегодня все усилия следователей направлены на скорейшее окончание расследования.
- Еще одно резонансное происшествие в мае 2015 года – гибель заместителя губернатора округа Виталия Ермошина, который выпал с борта катера на реке Обь в ХМАО.
- Это дело получило большой резонанс из-за того, что погибло одно из высших должностных лиц округа. В ходе расследования мы установили, что смерть не носила насильственный характер. Рассматривались различные версии произошедшего, от криминального характера смерти до несчастного случая. Следствием детально, практически поминутно восстановлен последний день жизни Ермошина, где он был, с кем и о чем разговаривал, были ли конфликты, а также выяснено его состояние здоровья. В результате установлено, что Ермошиным нарушены правилами безопасности, которые и повлекли смерть последнего. Решение принято, дело прекращено за отсутствием события преступления.
- Дмитрий Евгеньевич, расскажите, пожалуйста, о ходе расследования еще одного громкого дела о пропавшем 3 июля вертолете в ХМАО. Следствие также рассматривает три версии произошедшего: нарушение правил эксплуатации и безопасности полета, неблагоприятные метеоусловия и отказ техники?
- Сейчас уголовное дело приостановлено, так как точное местонахождение вертолета до настоящего времени не установлено, а поисковые мероприятия, проводимые органами Росавиации, прекращены по погодным условиям. Таким образом, в отсутствие воздушного судна для органов предварительного следствия все ранее выдвинутые версии о причинах произошедшего являются актуальными, и окончательные выводы можно будет сделать только после обнаружения вертолета, его изучения и проведения соответствующих судебных экспертиз.
- А что чаще всего становится причиной происшествий с вертолетами?
- Статистикой и анализом авиационных событий мы занимаемся с 2008 года. И с тех времен цифра приблизительно нами подтверждается. В 85% авиационных событий причиной является человеческий фактор. Оставшиеся 15% приходятся на различного вида отказы техники, климатические, погодные условия.
Если говорить конкретно про вертолеты, на территории Уральского транспортного региона большой парк вертолетов, все северные регионы, где труднодоступные места - там просто другого сообщения нет, нет дорог, реки в зимний, осенний, весенний период перемерзают. Железных дорог там тоже нет. И пассажиропоток – это только вертолеты. Когда авиапарк серьезно эксплуатируется - ежедневно десятки рейсов вертолетов – то, соответственно, с ними и происходят авиапроисшествия. Это специфика нашего округа.
По авиационным событиям некий рост существует. Мы проводим анализ по своей территории, есть и проблемные ситуации с некоторыми авиакомпаниями, у которых больше происходит различного вида авиационных происшествий. Мы сегодня ведем реестры этих авиационных происшествий, смотрим на повторность, учитываем, что с одним и тем же, допустим, воздушным судном происходит, или с разными судами. В каких аэропортах, с какими составами. Все это делается не просто так, а для проведения профилактических мероприятий. Мы вносим представления в адрес руководства этих авиакомпаний, и они откликаются и понимают, что на сегодняшний момент Следственный комитет достаточно четко их контролирует.
- Расскажите, пожалуйста, об одном из последних дел, которое передано в суд - о бандитизме.
- На сегодняшний момент дел по бандитизму не так много в Российской Федерации. И вот мы завершили расследование довольно большого уголовного дела. Мы вменили статью 209 Уголовного кодекса (бандитизм) в отношении преступной группы из пяти человек, которая на территории Свердловской и Волгоградской областей совершили убийство, а также череду разбойных нападений, краж – целая серия тяжких и особо тяжких преступлений. На сегодняшний момент прокурор с нами согласился, утвердил обвинительное заключение, дело направили в суд. Результаты будут несколько попозже.
- Дмитрий Евгеньевич, какие самые серьезные аварии на железнодорожном транспорте произошли в 2015 году на Урале? Расскажите об основных причинах таких происшествий.
- На железной дороге ежедневно происходят происшествия - это объясняется широкой разветвленностью железнодорожной инфраструктуры, доступной большому числу граждан. Всего в 2015 году управлением в суд направлено пять уголовных дел по ст. 263 УК РФ в сфере железнодорожного транспорта. В качестве примера можно привести дело, возбужденное в декабре 2014 года по факту столкновения и схода на станции Сабик вагонов пассажирского поезда. Уголовное дело направлено в суд в отношении трех лиц: дежурной по станции, машиниста и помощника машиниста, которые нарушили процедуру проведения маневровых работ. Кроме этого, можно привести в качестве примера уголовное дело по факту столкновения поезда на перегоне Мезенская-Гагарский Свердловской железной дороги с порталом крана, повлекшее причинение крупного ущерба. А также уголовное дело по факту схода в марте 2015 года недалеко от станции Ивдель-2 шести вагонов грузового поезда и повреждении 75 метров рельсовой нити.
Большинство происшествий на железной дороге – это травмирование подвижным составом. У нас есть регионы, где люди в осеннее-зимний период ходят между населенными пунктами по железнодорожной насыпи. А особенно если на человеке надеты наушники – это сегодня повсеместно - и капюшон, и если он с подветренной стороны идет – человек просто не слышит. В каждом случае проводится проверка. Если под поезд попадает несовершеннолетний, нами сразу берутся эти вопросы на контроль, изучаем полностью его жизнь в семье, и почему он оказался на железной дороге. Уведомляем все необходимые органы, вплоть до уполномоченных по правам ребенка в различных субъектах, в комплексе проводим все мероприятия и потом даем юридическую оценку. По большинству случаев проводим следственный эксперимент - моделируем ситуацию, что произошло.
- Какова тенденция по коррупционным преступлениям?
- В целом, если говорить о коррупционных преступлениях, рост есть. По сравнению с 2014 годом, в 2015 году отмечается рост на 24,3% числа выявленных преступлений этой категории и на 73% - числа возбужденных уголовных дел. В основном все преступления носят многоэпизодный характер.
В качестве примера можно привести уголовное дело, возбужденное в ноябре 2015 года Свердловским следственным отделом на транспорте следственного управления. В ходе предварительного следствия установлено, что сотрудники акционерного общества "Федеральная пассажирская компания" за денежные вознаграждения от ООО "Биотопливные технологии транспорта" на протяжении 2015 года организовывали выполнение комплекса работ силами работников ФПК по модернизации пассажирских вагонов, которые фактически должны были выполнять работники ООО "Биотопливные технологии транспорта".
Кроме этого, можно отметить, так скажем, "бытовую коррупцию". Граждане иностранных государств нарушают порядок регистрации и режима пребывания на территории Российской Федерации и с целью избежания ответственности пытаются заплатить сотрудникам полиции. При этом они предупреждаются, что это взятка.
Также в нашем поле зрения находятся сотрудники полиции, сотрудники таможни, должностные лица учебных заведений в области транспорта. Например, есть уголовные дела по нашему Университету путей сообщения. Кроме этого, должностные лица попадаются из ведомственных больниц – это врачи, которые склонны за вознаграждения выдавать различного вида медицинские документы: больничные листы, справки для получения водительских удостоверений. В Оренбурге и на севере в Новом Уренгое есть такие ведомственные больницы, в которых мы отмечали коррупционную составляющую.
- Что чаще всего пытаются провезти контрабандным путем?
- В качестве примера можно привести расследование уголовного дела, в отношении жителя Челябинской области, который под видом печного топлива, не облагаемого таможенными платежами, перевозил через таможенную границу дизтопливо и продавал через АЗС, при этом уклоняясь от уплаты НДС через фиктивные договоры на покупку горюче-смазочных материалов. Дело было направлено в суд, где вынесен обвинительный приговор.
Кроме этого, в 2015 году было расследовано и направлено в суд, который уже также вынес обвинительный приговор, дело о контрабанде трех соколов-балобанов, занесенных в Красную книгу. Установлено, что гражданин Армении при содействии сотрудника челябинского аэропорта и сотрудника таможни пытался вывезти через границу этих птиц.
- Расскажите о технических новинках в работе следователей на транспорте. Сотрудникам зачастую приходится выезжать в отдаленные районы регионов для расследования происшествий. Какая техника им в этом помогает?
- Нам повезло, что в те годы, когда новую структуру, Следственный комитет, государство хорошо финансировало, мы приобрели достаточно серьезную криминалистическую технику. Мы и сами приобретали, и были у нас централизованные поставки. У нас есть все необходимое для нашей деятельности, начиная от полиграфа, заканчивая мобильным комплексом по сбору и анализу цифровых данных, позволяющим снимать информацию с любого вида электронной техники. Мы можем снимать отпечатки пальцев или биологические следы с любых поверхностей. У нас есть оборудование, позволяющее моделировать, снимать места происшествия с помощью 3D-панорамного фотографирования. Допустим, авиационные происшествия, когда самолет распадается или в воздухе, или при столкновении с землей на тысячи метров.
В конце 2015 года нам удалось приобрести квадрокоптер, который позволяет с различных высот провести качественную фиксацию обстановки места происшествия с помощью видеозаписи.
Управлением закуплена атипичная техника для доставки сотрудников управления на места происшествий, расположенные в труднодоступных местах. Также есть передвижные криминалистические лаборатории, в том числе на базе КАМАЗ. Есть кримлаборатория – вездеход, автономная техника со всеми условиями проживания: четырехместное купе, где следственно-оперативная группа может автономно проживать в любой местности в любое время года.
- Планируется ли закупать что-либо еще в ближайшее время?
- На сегодня экономическая ситуация сложная, поэтому сложно сказать, будет ли что-то закупаться. Но у нас все есть для осуществления поставленных задач. Коллектив устоявшийся. Много опытных ребят. Практически все "обстрелянные воробьи". Буквально каждый день что-то происходит, мы всегда мобильны, всегда в движении. И у следователей есть все необходимое для работы: переносная оргтехника, GPS-навигатор, а главное – желание работать.