«Тысячи аффилированных фирм и щипачество: глава Уральского СК на транспорте - о коррупции в РЖД»


Прошел год с момента задержания начальника СвЖД Алексея Миронова. Его дело стало одним из самых резонансных в современной истории региона: Несмотря на вертикальную коррупцию на железной дороге, от поборов с проводников до непрозрачных закупок, уголовные дела на топ-менеджеров РЖД - редкость. 

Буквально за несколько месяцев до задержания Миронова, в Уральском СК на транспорте сменился глава. В традиционном интервью ЕАН - Пётр Решетников о видах коррупции на железной дороге, контрабанде леса и новых подходах в работе. 

- Почему показатели по коррупционным делам растут?

- В конце прошлого года и в первом квартале этого года мы провели совместные мероприятия с органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность. Например, расширенную коллегию следственного управления, где отдельно рассмотрен вопрос о противодействии коррупции

Мы даем направление деятельности сотрудникам органов внутренних дел и ФСБ. Складываются эффективные алгоритмы – сотрудники МВД и ФСБ выявляют коррупционные преступления, пользуясь и нашим опытом, затем мы эти преступления расследуем. 

Также в этом году реализован механизм взаимодействия, когда наши следователи, допущенные к государственной тайне, к делам, охраняемым законом о тайне, знакомятся с материалами оперативно-розыскной деятельности еще на стадии ее проведения, до поступления в СК, и дают рекомендации – что необходимо дополнительно сделать.

Поэтому я связываю рост выявленных коррупционных преступлений с эффективностью работы системы.    

По данным Уральского следственного управления на транспорте                            СК РФ в 2019 году на 25,5% выросло число возбужденных уголовных дел по выявленным коррупционным преступлениям. Направлено в суд 45 уголовных дел о совершении 200 коррупционных преступлений. Рост числа направленных в суд уголовных дел – 12,5%. Почти 87% от всех расследованных преступлений по фактам коррупции – в уральском транспортном регионе (2018 г. – 70%). Более половины оконченных уголовных дел – дела о взятках. Так, в 2018 году окончены 32 уголовных дела по фактам взяточничества (удельный вес от оконченных составил 66%), в текущем году – 26 (или 60%) и ее выявлении. 

 

- Алгоритм взаимодействия, когда следователи направляют специалистов по оперативно-розыскной деятельности, – это новшество?

- Не то чтобы новшество, но раньше такой подход у нас не применялся. Я использую опыт по прошлым местам службы и работы и считаю, что этот механизм эффективен. 

Следователи дают рекомендации оперативным сотрудникам, что нужно сделать для того, чтобы выйти на признаки состава преступления, закрепить, может быть, уже как доказательство результаты оперативно-розыскной деятельности. 

П.Г.Решетников

К тому же, когда мы уже посвящены в ситуацию, проще оценивать обстоятельства с уголовно-процессуальной точки зрения. 

Этот механизм работает, об этом может свидетельствовать то, что у нас в прошлом году было вынесено по коррупционным проявлениям 59 решений об отказе в возбуждении уголовного дела. В этом году всего 12. Мы в разы сократили брак доследственной работы.

- Количество выявленных коррупционных преступлений растет, а размер ущерба снижается? Почему?

- Прирост коррупционных преступлений в основном происходит за счет деятельности сотрудников железной дороги. Размер взяток, размер злоупотреблений очень незначительный. Какое-то щипачество  происходит, как мы это называем.  

 По данным Уральского следственного управления на транспорте СКР

размер ущерба от коррупционных преступлений имеет тенденцию к снижению ежегодно на 30% (в 2018 г. ущерб составил 5,5 млн рублей, в текущем году – 2,9 млн рублей). В 2018 году возмещено 1,3 млн рублей или 23% от причиненного ущерба, в текущем году – 827 тыс. рублей или 28% от причиненного ущерба. Стоимость арестованного имущества значительно превышает размер ущерба. Арестованное в 2018 году имущество оценено в 6,5 млн рублей, в текущем году эта цифра равна 7 млн рублей

 Средний размер взяток – от 10 до 100 тыс. рублей. Плюс «по горячим следам» эти преступления выявляются, т.е. это щипачество не образует большой размер, который мог бы сложиться, если бы период преступления был больше.

- Количество арестованного имущества обычно превышает сумму ущерба. Почему?

- По коррупционным делам этого года количество арестованного имущества превышает сумму ущерба более чем в три раза – таким образом, мы спокойны за интересы государства. Приговор в этой части будет бесспорным – и по части конфискации имущества, и по части такого вида наказания, как штраф. 

Это нормальная судебная практика, когда арестовывается имущество, стоимость которого во много крат превышает размер ущерба, причиненного коррупционным преступлением.

Например, по тому же делу бывшего начальника Свердловской железной дороги мы арестовали более 220 млн рублей на счетах. Это станет гарантом последующего исполнения судебного решения.

- Расскажите про уголовное дело в отношении должностного лица Россельхознадзора о служебном подлоге. Связано ли это дело с контрабандой леса?

- Да, связано. У нас работа по предотвращению экологической преступности, к чему контрабанда леса относится, имеет приоритетное значение. Мы в этом году с таможенными органами, с органами внутренних дел создали единую рабочую аналитическую группу, через которую проходят все наработанные по контрабанде материалы. 

В процессе работы мы установили, что действия по служебному подлогу должностных лиц из Россельхознадзора способствовали незаконной реализации леса за границу. В Ирбитском подразделении было выявлено более 20 таких эпизодов.

По информации Уральского следственного управления на транспорте Следственного комитета Российской Федерации

в текущем году окончены производством: одно уголовное дело в отношении должностного лица таможни (получение взяток), одно уголовное дело в отношении должностного лица Россельхознадзора (служебный подлог), одно уголовное дело в отношении должностного лица Ространснадзора (злоупотребление должностными полномочиями)

- Как это происходит?

- Не выходя из кабинета, сотрудник Россельхознадзора оформляла санитарные свидетельства на партии леса. Без лабораторных исследований, без спилов для изучения на соответствие категории.

 Документы оформлялись по заведомо ложным сведениям от лесопроизводителей. Им эти документы необходимы для последующей контрабанды. 

На днях нам пришел ответ из министерства общественной безопасности Свердловской области. Наши рекомендации Россельхознадзору ужесточить контроль за соблюдением административного регламента этими должностными лицами учтены.

- Вернемся к РЖД. Если отчасти упростить – какие основные коррупционные преступления за этот год были зафиксированы?

- Там полный комплект специфики. Например, медицинская составляющая системы РЖД. Сотрудники упрощают свою работу: не выходя из кабинета, оформляют служебные документы, свидетельствующие о нормальном радиационном фоне, о прохождении сотрудниками железной дороги диспансеризации. Делается это из корыстных побуждений для того, чтобы в последующем получить премии.

 По данным Уральского следственного управления на транспорте

СКР две трети расследованных коррупционных преступлений выявлены в сфере деятельности ОАО «РЖД» (и дочерних организаций и предприятий). В текущем году окончено 25 уголовных дел о 114 преступлениях.

 Если говорить о взятках, то чаще всего это поборы одного маленького начальника над другим. Это и премиальное вознаграждение рядовых работников – и такие дела у нас расследуются, и злоупотребление материальными средствами – нефтепродукты, оборудование. Это злоупотребления, связанные с незаконным использованием сил и средств железной дороги на объектах, которые к железной дороге отношения вообще не имеют. Работники железной дороги трудятся у знакомого коммерсанта, у тещи на огороде.

 Другая сфера – злоупотребления при закупочной деятельности. Представители компаний, рассчитывая на приоритет при выборе поставщика, на выгодную стоимость контракта, стимулируют представителей железной дороги вознаграждением. За победу в конкурсах, за заключение прямых контрактов.

 

- Система госзакупок часто критикуется как раз с одной стороны за непрозрачность, а с другой стороны – за гибкость, благодаря которой возможны так называемые «тендеры для своих». Есть ли предложения, как совершенствовать эту систему, чтобы и не потворствовать коррупции, и повышать качество услуг именно в сфере железнодорожного транспорта и перевозок?

- Взаимоотношения в закупочной деятельности в сфере железнодорожного транспорта регулируются 223-м, а не 44-м федеральным законом. Когда мы, занимаясь делом бывшего начальника Свердловской железной дороги так и должностных лиц предприятий, осуществляющих работы на объектах СвЖД, фигурирующих в деле бывшего начальника СвЖД, анализировали несовершенства этого закона и положений, которые приняты на железной дороге, то вносили предложения в центральный аппарат системы РЖД. В первую очередь о том, что нужно по крайней мере приблизить требования, которые изложены в ФЗ-44, к 223-му ФЗ. 

По информации Уральского следственного управления на транспорте СКР в отношении бывшего начальника Свердловской железной дороги возбуждено три уголовных дела по признакам преступлений, предусмотренных ч. 5 ст. 290, и одно – по ч.1 ст. 285 УК РФ. В отношении него следователи управления возбудили еще 7 уголовных дел, которые касаются как должностных лиц СвЖД,

Второе – существует положение, согласно которому предприятия РЖД могут осуществлять прямые договорные отношения с так называемыми аффилированными организациями, а этих организаций – десятки тысяч. 

В-третьих, требования к формированию начальной цены тоже совершенно непрозрачны на самом деле. Все способствует, к сожалению, злоупотреблениям. 

Конечно, мы вносили и представления, направляли в центральный аппарат РЖД, в наш центральный аппарат идеи и предложения о необходимости изменения этого закона. Пока все это только на рассмотрении.

- Возвращаясь к делу бывшего начальника свердловской железной дороги Миронова. Год прошел с момента его задержания. Что сейчас происходит с этим делом?

- Дело находится в финальной стадии. К середине декабря будет принято окончательное процессуальное решение. По делу собраны достаточные доказательства для предъявления заочного, в связи со смертью, обвинения. Обвинение в совершении 4 эпизодов преступной деятельности. Следователями отдела по расследованию особо важных дел следственного управления проведен колоссальный объем работы.

Окончательно сформированное обвинение направлено для ознакомления законным представителям бывшего начальника Свердловской железной дороги. Сейчас мы ждем от них выражения мнения по поводу этого обвинения. Как наследники по закону они хотят получить те деньги, которые арестованы на счетах и то имущество, которое арестовано по делу.

 ⁃ Как обстоят дела на других участках железных дорог? Примеры коррупции, которые Вы привели, это система в масштабах страны?

- Не могу комментировать деятельность коллег. Скажу только, что на подведомственной нашему управлению Южно-Уральской железной дороге в этом году следователи завершили дело заместителя начальника по территориальному строительству, на завершающей стадии расследования находится уголовное дело в отношении экономиста коммерческой организации – дочернего предприятия железной дороги. 

 По информации Уральского следственного управления на транспорте СКР в июне 2019 года суд вынес обвинительный приговор в отношении заместителя начальника Южно-Уральской железной дороги, обвиняемого в совершении 9 преступлений по ч.3 ст.160 УК РФ и 2 преступлений по ч.1 ст.285 УК РФ. Следствию удалось доказать факты систематического присвоения и растраты вверенного имущества, а также использования заместителем начальника трудовых ресурсов и оборудования РЖД в личных целях. На завершающей стадии расследования находится уголовное дело в отношении экономиста коммерческой организации – дочернего предприятия ОАО «РЖД», который, используя в корыстных целях свои служебные полномочия по осуществлению закупочной деятельности, совместно с иными лицами в течение нескольких лет похищал денежные средства предприятия путем оформления фиктивных поставок и завышения стоимости приобретаемых товаров.

Выявленные нами правонарушения – это не экзотические вещи, это, к сожалению, система. Назовем это бытовой коррупцией. Железная дорога для России – один из важнейших инфраструктурных объектов. От развития и функционирования железных дорог зависит развитие регионов, реализация национальных проектов. Коррупция создает в обществе искаженное представление о возможности решения проблем и достижения целей путем подкупа должностных лиц органов власти всех уровней.

Девятое декабря – Международный день борьбы с коррупцией. Для Следственного комитета Российской Федерации борьба с этим явлением также является одним из приоритетных направлений деятельности.

Беседовала Анна Касюкова

Источник фото: Алексей Колчин для ЕАН

https://eanews.ru/news/tysyachi-affilirovannykh-firm-i-shchipachestvo-glava-uralskogo-sk-na-transporte-o-korruptsii-v-rzhd_10-12-2019